Святыни Друцка
Дошедший до нас замечательный рукописный памятник восточнославянской письменности XIV столетия Друцкое Евангелие является важнейшим источником, свидетельствующим, что город Друцк существовал уже в конце 1-го тысячелетия. Пергаментных рукописей, которые дошли до нас, очень мало. Более всего их было найдено в Новгороде и Пскове, которые не затронуло татаро-монгольское нашествие. Рукописей смоленского и московского происхождения — немного. Еще меньше — украинских и белорусских пергаментных рукописей. Это связано с тем, что Украина и Беларусь неоднократно подвергались разрушительным набегам, здесь постоянно велись междоусобные войны.
Весь текст Евангелия размещен на 188 пергаментных листах в два столбца. Как и во всех древних рукописях, текст украшен красочными заглавными буквами, выполненными киноварью с большим вкусом и старанием.
екст Евангелия представляет немалый интерес и с лингвистической точки зрения — для изучения истории белорусского и русского языков. Но исследователей древнего документа особенно интересуют записи, помещенные в конце рукописи (вкладная грамота, послесловие). На последнем листе содержится запись, выполненная уставом XIV столетия рукою писца основ¬ного текста: «В лето 6509-е створена бысть церкви сия Святая Богородица въ граде во Дрютьсце, а служити в ней ежедневную службу, Божиею милостью и Его Пречистой Матери и рабом Божьим князем Василием Михайловичем и его княгинею Василисою. А положил я его со своею женою Божественное Евангелие и оковал. Да дал Святой Богородице село Моравьиничи со всеми людьми и с медовою данью, и с селищами, и с лугами, которые принадлежат тому селу....
Да дал Святой Богородице десятину из своего села из Видинич от хлеба. А после моей смерти не следует вмешиваться (в мой дар) ни моим детям, ни моим тиунам, ни иному какому-либо нарушителю. А кто станет вмешиваться, тот даст ответ перед Богом на Страшном суде. А какой человек сидит на земле в Торотвине, тот дает 5 пудов меда просвирнице на заупокойные службы Святой Богородице. Да я дал на память Якимоволукно, полулуконье на Худаве. А вы бы, мои дети, за это меня поминали, а моего бы слова не изменяли».
Поздняя дата создания Друцкого Евангелия как бы ставит под сомнение достоверность сведений о более раннем периоде истории Друцка (6509 год соответствует 1001 году по новому стилю). Однако если обратиться к другим документальным источникам, материалам археологических раскопок, то это сообщение им не противоречит.
Принятие в 988 году христианства великим князем киевским Владимиром Святославичем стало началом повсеместного официального внедрения новой религии во всех подвластных землях. В 989-996 гг. в Киеве была основана десятинная церковь Святой Богородицы. На строительство и содержание ее была выделена десятая часть денег и оброка со всех владений киевского князя. В «Уставе» Владимира Святославича (995) сказано, что десятина на церковь Св. Богородицы дается «по всем городамъ... и по погостам, и по свободамъ, где кристиане (христиане) суть».
Во время княжения Владимира Святославича Полоцкая земля находилась под его протекторатом до восстановления в Полоцке местной княжеской династии сына Владимира и Рогнеды Изяслава. В волостных центрах Полоцкой земли, в том числе и Друцке, именно в этот период могли появиться первые церкви во имя Святой Богородицы — покровительницы воинства и городов.
Материалы раскопок курганов из округи Друцка свидетельствуют о переходе населения к христианскому обряду погребения с X—XI вв. Этому могло послужить наличие христианской церкви в Друцке, для которой по приказу князя взималась дань — «десятина» — на ведение церковной службы.
Запись князя Василия Михайловича является дарственной грамотой, данной церкви Святой Богородицы в Друцке на село Муравьиничи (теперь Муравничи Толочинского района) вместе с людьми, полями, лугами и со всеми доходами. Даже доход, получаемый ранее ключником, который вел княжеское хозяйство, передавался пономарю, служащему в церкви. Князь заботился о том, чтобы его указания строго выполнялись и не были нарушены ни слугами (тиунами), ни даже собственными детьми.
Из текста дарственной грамоты мы узнаем об укладе феодального хозяйства одного из белорусских князей того времени. Записи, сделанные в разные годы на полях Друцкого Евангелия, свидетельствуют о том, что оно много раз переходило из рук в руки. Вначале оно принадлежало церкви Святой Богородицы в Друцке, потом его владельцем стал виленский горожанин Конон, после которого Евангелие перешло к новгородскому архиепископу Феодосию Яновскому, что подтверждают записи на листах Евангелия (находятся в начале или в конце основного текста пергаментной рукописи).
Некоторое время рукопись находилась в архиве академика М. Н. Тихомирова и внимательно им изучалась. В 1965 г. ученый в числе других древних летописей и рукописей передал Друцкое Евангелие в Сибирское отделение Российской академии наук.
В Центральной научной библиотеке Национальной академии наук Беларуси им. Я. Коласа находится фотокопия Евангелия. Цветное сканированное изображение первого листа с оборотом и оборот последнего листа (дарственная грамота) хранятся в Толочинском историко-краеведческом музее.
К 1000-летию Друцка в издательстве «Беларуская Энцыклапедыя» вышла книга «Друцк летапюны», в которой помещена фотокопия оригинала Друцкого Евангелия.
Итак, на основе летописей, архивных источников и материалов раскопок можно сделать вывод, что один из древнейших городов Беларуси Друцк и его жители стояли у истоков белорусской государственности. Друцкое вече в XI—XII вв. играло важную роль в политической жизни не только Друцка, но и оказывало влияние на ход событий в Полоцке. Культура дручан была достаточно высокой, о чем свидетельствует Друцкое Евангелие, донесшее из глубин седой старины ценные исторические сведения, а также многие находки археологических экспедиций, представляющие большой интерес для наших современников.
Примечательно, что в Друцке грамотой владели не только князья, священники и богатые люди, но даже и некоторые ремесленники. Жители города умели играть в шахматы. Были среди них свои художники, ювелиры, косторезы. Об этом свидетельствуют несколько костяных пластин с тонким орнаментом, а также часть прекрасного браслета, найденные при раскопках. Подобные вещи в восточной части Руси являются достаточно редкими.
Причины уменьшения политической значимости и экономической мощи Друцка до конца не выяснены. Скорее всего, он погиб от пожаров во время осады татарами и соседями с востока и запада в конце XV — начале XVI в. Осталось лишь небольшое селение Друцк, притаившееся у некогда неприступной горы-крепости, напоминающей о былой славе древнего города.
Немецкий дипломат и путешественник Герберштейн, проезжая по этим местам в 1517 и 1525 гг., назвал их районом «наибольших пустынь». В 1698-1699 гг. через Друцк проезжал секретарь посольства Священной Римской империи, автор «Дневника путешествия в Московию» Иоганн Георг Корб. Его взору предстали руины. «Говорят,— засвидетельствовал австриец,— что в прошлом столетии этот город имел семь милей в окружности и славился двумя сотнями отличных храмов, но во время жестокой войны был настолько опустошен, что к нему можно отнести плач поэта на развалинах Трои: где стоял Пергам, там теперь волнуются колосья»
Действительно: трудно что-то добавить к этим словам. Именно таким многие века представал перед путешественниками некогда грозный для врага, величественный своей мощью и красотой древний Друцк.
Немало тайн хранит еще друцкое городище, один из интереснейших памятников нашей истории.
Спонсоры этого раздела:
|